В Харькове появился первый в мире бесплатный общественный транспорт. Конечно, официально это не так, но по факту — самое оно. Знаете, о чем я? Про трамваи!
Раньше, меня очень раздражали мальчики и девочки, дяди и тёти, которые вместо положенных за билет 40 копеек, тыкали кондуктору 25, приговаривая: «Та я ж это… вот выхожу уже скоро». Я не мог понять, неужели те жалкие 15 копеек разницы, которые недоплачивает человек за проезд, являются для него такой большой суммой, что он ее оставляет в кармане? Хотя, десяток разков так прошвырнешься — и о, уже можно буханочку хлеба прикупить. Эти четвертаки шли естественно в неотягощенный большой зарплатой кошелек кондуктора. Не знаю, сколько он таким образом зарабатывал за день, но подозреваю, что не мало. Конечно, в сравнении с официальной зарплатой. Государство же с этого ничего не имело. Теперь смотрим. Кто в большинстве своем катается в харьковских трамваях? Где-то 3/4 пенсионеров, служебных, при исполнении и всяких прокуроров, которые за проезд не платят — эти поездки трамвайному управлению компенсирует своей не щедрой рукой госбюджет. Четверть приходится на молодых людей, которые забрасывали 25-ю копейками кондуктора и не обилечивались. Т.е. получался бесплатный проезд. Не знаю, сколько билетов продавалось в день, но подозреваю, что очень мало. Конечно, я понимаю, что одними билетами делать реконструкции путей и ремонт трамваев не получится. Но, хотя бы этих копеек хватало бы на оплату работы водителей и кондукторов.
Теперь же какая интересная ситуация получается. Я в трамвае езжу очень редко, а именно ровно 2 раза в месяц, когда мне надо добраться до/от ЖД вокзала, чтобы съездить домой. Кондукторов в этом виде транспорта нет уже где-то полгода. Народ заходит в вагоны с наглыми мордами и водитель слезно пытается уговорить их оплатить проезд. Пару человек таки осмеливаются расстаться с кровными 40-а копейками и идут к кабине оплачивать. Остальные не слышат, вернее, не хотят слышать. Последний раз, когда я имел счастье воспользоваться услугами трамвая, я ехал с самой первой остановки. Из полного вагона оплатило проезд всего человек 5. Вот вам и бесплатный вид транспорта. Боюсь, через лет 5-10, в трамваях не будет не только кондукторов, но и водителей. Это, конечно, если до того момента доживут и не рассыпятся на рельсах эти чудные вагоны.